Когда формируется зрение у новорожденного

Начальная стадия развития зрения

Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так.

Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза.

В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз).

У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице).

Особенности зрения у новорождённого, этапы его развития

Существует заблуждение, что в младенчестве дети видят все предметы окружающего мира вверх ногами. Но это не совсем так, в раннем возрасте малыши воспринимают объекты повёрнутыми под 90-градусным наклоном.

Каждый день у новорождённого происходят малейшие изменения зрения, с каждым месяцем кроха начинает воспринимать всё больше и больше деталей и к одному году зрение восстанавливается настолько, что малыш видит 1/3 того, что могут видеть взрослые с хорошим зрением.

Стоит отметить, что малыш уже рождается не слепым, его глаза реагируют на свет. В первый месяц своей жизни ребёнок воспринимает мир в чёрно-белой гамме, поскольку его глазки не развились настолько, чтобы различать другие цвета.

Кроме того, новорождённые в это время способны видеть черты крупных объектов, а также отличать свет от тени, кстати, при близком расстоянии (20-30 сантиметром) малыши видят абсолютно все и даже в мельчайших деталях, только картинка размыта.

Некоторые малыши на первом месяце жизни могут иметь косоглазие, но пугаться этого не стоит, так как зрительные мышцы ещё слабые и пока не могут контролировать движение глазных яблок, со временем это должно пройти.

Прогресс второго месяца заключается в том, что малыш учится видеть яркие цвета, однако, отличить похожие друг от друга тона, например, синий и голубой, ему ещё не под силу. Помимо этого, новорождённый может улавливать движение предметов, которые движутся по горизонтали, способен останавливать на них взгляд и следить глазами.

Если до двух месяцев ребёнок воспринимал мир в размытом виде, то теперь у его зрения появляется резкость.

По прошествии двух месяцев новорождённый начинает лучше и дальше видеть предметы, может дольше концентрироваться на движущихся объектах. Также младенец способен различать лица родственников, которые проживают с ним в одном пространстве.

С каждым месяцем происходит всё большее развитие головного мозга у малыша, благодаря чему в возрасте четырёх месяцев кроха способна определить расстояние до интересующего предмета и схватить его, поэтому родителям следует расширять кругозор ребёнка и предлагать ему разные детские игрушки.

К пяти месяцам ребёнок начинает осознавать, что тот или иной предмет существует в пространстве, даже если его на данный момент не видно. Также малыш способен узнать предметы, которые видел раньше, даже если их показать не целиком.

По достижению шести месяцев кроха совершенствует свой хватательный рефлекс, это можно увидеть, протянув ребёнку свой палец. Происходит восприятие простых фигур, малыш может подолгу задерживать и фокусировать свой взгляд на интересующем объекте.

В семь месяцев малыш уже обладает хорошей остротой и глубиной зрения, сравнимой даже с этими же параметрами у взрослого.

Восьмимесячный ребёнок способен отличить лица людей и облик предметов, которые расположены в дальнем углу комнаты. В это же время устанавливается постоянная окраска радужной оболочки глаза, со временем может только немного измениться её оттенок.

Годовалый малыш способен рассматривать узоры на объектах, расположенный в непосредственной близости от него. В книжках ему нравится рассматривать цветные изображения и иллюстрации. Стоит читать ребёнку короткие рассказы, при этом уделяя внимание и картинкам.

Стоит добавить, что зрение новорождённого, этапы развития органов зрения у разных малышей проходят по-разному, поэтому нет оснований пугаться, если развитие той или иной зрительной способности проходит с опозданием в несколько недель.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно ухаживать за очками для зрения

Когда мать берет малыша на руки, он видит ее лицо и даже способен различить улыбку. В этот период маме очень важно много разговаривать с ребенком. Также малыш начинает реагировать на свет, его зрачок характерно сужается при ярком освещении.

В этот период малыш учиться следить за горизонтально движущимися предметами и поворачивать головку, чтобы увидеть их. Но вертикальные движущиеся предметы пока еще не улавливает. Ранее размытые картинки младенец начинает видеть четче.

Малыш видит больше и лучше. Он дольше следит за движущимися предметами, не только крупными, но и маленькими. Младенец также узнает родственников, проживающих с ним и начинает различать цвета.

Зрение фокусируется гораздо лучше и теперь малыш может схватить ручкой интересующий предмет.

В данный период малыш начинает понимать, что предметы продолжают существовать, даже когда они не находятся в поле его зрения. Еще младенец узнает предметы по очертаниям.

В этом возрасте ребенок уже может сфокусировать взгляд на предметах, расположенных близко от него и воспринимает простые по форме фигуры.

возраст

Острота зрения и зрительные функции

новорожденный

  • различает только свет и тень – светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.  Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так – зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.
Предлагаем ознакомиться:  Прописали капли от коньюктивита сильно ухудшилось зрение

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Основной стимул для развития зрения – это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки.

Развитие зрения малыша

НаблюдениеОдним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире.

“Оттачивается” содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется “библиотека” зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света.

Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы.

Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами.

Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого “лица”, а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его.

Глазами младенца...

На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны – опускание и подымание глаз начинается позже.

Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета.

Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.

Предлагаем ознакомиться:  Каковы риски ЛКЗ при моей толщине роговицы

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе “восьмерку”. Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка.

Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание.

Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот.

Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается.

До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их.

Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период – умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста (“пока”, “нельзя” и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

НаблюдениеПримерно на восьмом месяце выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить “своих” от “чужих”.

Загрузка ...
Adblock detector