Разный размер глаз у грудного ребенка

Почему один глаз больше или меньше другого: распространенные причины

Рассмотрим наиболее распространенные патологии, о которых может свидетельствовать данный симптом.

Сюда можно отнести ячмень и конъюнктивит. При этом болезнь может поразить слизистую глаза, ткани века или волосяные луковицы ресниц.

Ткани, окружающие больной глаз, отекают и не дают ему открываться полностью. Если у человека развивается внутреннее воспаление, то на наличие проблемы будет указывать явная разница между глазами.

Неврит

Данное заболевание может возникать в результате банального переохлаждения или инфекции корня зуба.

Патология поражает лицевые нервы, в результате чего возникает явная асимметрия глаз.

Изменение разреза глаз характерный симптом нарушения мозгового кровообращения.

Дополнительными симптомами проблем с мозгом являются нарушения функции глотания пищи и проблемы с памятью.

Различные травмы

Глаз может уменьшаться в результате различных травм и гематом.

Повлиять на размер глаза может нарушение правил ношения контактных линз, попадание на слизистую инородного предмета или натирание век.

Наиболее часто изменение размера глаз происходит в результате аллергического отека.

В некоторых случаях отек может быть настолько выраженным, что пациент с трудом приоткрывает глаза.

Кроме того, различия размеров глаз может указывать на различные внутренние заболевания, начиная от проблем с почками и заканчивая раковыми опухолями.

Виды близорукости и причины их возникновения

Миопия  бывает  физиологической, патологической (миопическая  болезнь)  и  лентикулярной. Физиологическая  миопия  может  быть  осевой  или  рефракционной, патологическая – только осевой, а лентикулярная – только рефракционной.

Физиологическая близорукость возникает обычно в период  интенсивного роста, и степень её увеличивается до момента окончания роста глаза. Такая близорукость  не приводит к инвалидности.

Лентикулярная  близорукость часто бывает при сахарном диабете или центральной  катаракте.

Патологическая  близорукость  может  начинаться, как физиологическая, но  для  неё  характерно  упорное  прогрессирование, при  быстром  росте глазного  яблока  в длину. Зачастую  она  и  приводит к инвалидности.

Глаза разного размера у детей

В первую очередь не надо поддаваться панике что ребенок слепнет прямо у вас на глазах. Небольшая близорукость (2-3 диоптрии) – это не трагедия. Учитывая современные повышенные зрительные нагрузки – это приспособление организма к таким нагрузкам.

Не смотря на то, что приобретенная близорукость является компенсаторной перестройкой глазного яблока, она склонна к прогрессированию. Причиной для этого служат несколько факторов. В первую очередь, рост организма ребенка в целом.

Растет ребенок, значит должен расти и глаз. А глаз уже компенсаторно увеличился в размере из-за повышенных зрительных нагрузок. Другой фактор, уже наследственный, качество соединительной ткани в организме.

Если соединительная ткань (еще ее называют коллаген) не совсем прочная, то глазное яблоко может постепенно растягиваться, т.е. увеличиваться в размере и таким образом увеличивается и степень близорукости.

Профилактика прогрессирования близорукости включает в себя комплекс мероприятий:1. Общее укрепление физического и функционального состояния организма
Об этих мероприятиях мы уже упоминали, не будем повторяться.

Просто еще раз напомним, что этот
момент имеет большое значение. Занимается ли ребенок спортом, совершает ли ежедневные прогулки,
рационально ли питается? Все эти вопросы возникают при любом расстройстве здоровья, в том числе
и при близорукости.2.

Тренировки (цилиарной) внутриглазной мышцы
Это целый ряд различных тренировок, разработанных для укрепления внутриглазной (цилиарной)
мышцы. Проводятся они под руководством врача. Но самое главное упражнение, придуманное уже
много лет назад и неутратившее свою силу, “метка на стекле”.

Упражнение “метка на стекле”

Ребенок становится перед оконным стеклом и держит перед собой на расстоянии 30-40 см любой
предмет (ручка, карандаш, даже просто свой палец). Первоначально взгляд направляется сквозь
оконное стекло на любой предмет вдали, лучше неподвижный (машина, дом, дерево, вывеска).

Выбранный предмет фиксируется несколько секунд, а затем взгляд резко переводится на близкий
предмет в руке ребенка. Этот близкий предмет так же несколько секунд фиксируется взглядом, а
потом зрительная фиксация переносится обратно на далекий предмет.

3. Медикаментозное устранение спазма внутриглазной мышцы (спазма аккомодации)В дополнение к перечисленным методам широко используется медикаментозное устранение спазма
внутриглазной мышцы, возникающего в ответ на повышенные зрительные нагрузки.

Это достигается
путем закапывания в глаз специальных капель. Обычно используется Атропин в возрастной дозировке.
Капли закапываются в течение 7-10 дней для достижения необходимого эффекта. Назначает
закапывания капель только врач.

4. Лечение сопутствующих функциональных нарушенийДовольно часто косвенным образом на прогрессирование близорукости могут повлиять различные
функциональные расстройства в организие ребенка. В основном это касается нарушений
кровообращения в шейном отделе позвоночника, которые могут быть связаны с неправильной осанкой,
спазмом кровеносных сосудов, а так же и с психо-эмоциональном состоянии ребенка.

Поэтому для
выявления этих сопутствующих нарушений, рекомендуется пройти ряд исследований: допплеровское
исследование сосудов шейного отдела позвоночника, рентген этого же отдела, консультация
невропатолога.

Как уже было сказано выше, асимметрия лица – вполне естественное явление. Поэтому если один глаз меньше или больше другого у грудничка – не стоит беспокоиться раньше времени. Если педиатр осмотрел ребенка и сказал, что тот здоров, значит, так и есть.

В то же время разный размер глаз у грудничка может указывать на генетические заболевания, врожденные пороки развития или родовые травмы. В этом случае у ребенка имеются и другие серьезные отклонения. Как правило, их выявляет педиатр во время осмотра.

Если же у ребенка один глаз открыт намного больше другого, его лучше показать врачу, чтобы тот выяснил причину. Вполне возможно, что малыш плохо открывает глазик из-за воспаления или неврологического нарушения.

На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
  • периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика — 0,4 — 0,7;
  • 3 годика — 0,6 — 0,9;
  • 4 годика — 0,7 — 1,0;
  • 5 лет — 0,8 — 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту.

В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

Непосредственными же  причинами  развития близорукости являются увеличение переднезаднего размера глаза более  25 мм при нормальной преломляющей силе  глаза (осевая миопия) или  увеличение преломляющей силы  при нормальном переднезаднем размере (рефракционная миопия), а также их сочетание (смешанная миопия).

На  приёме врачу необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда появились  первые  признаки  снижения зрения и в чём  они  выражались, о жалобах  на  данный  момент, о  длительности и условиях  зрительной  работы, о  сопутствующих  или перенесенных  заболеваниях, в том числе и инфекционных,   есть ли у ребёнка родственники страдающие  близорукостью, пользовался ли ребёнок  очками  и  в течение  какого  времени, менял  ли  очки  и  как  часто,  проводилось  ли лечение  и был ли от него  эффект.

При первом  осмотре в 3 месяца врач проводит наружный осмотр глаз  ребёнка. При осмотре врач обращает  внимание  на  величину, форму  и  положение  глазных  яблок, фиксирует ли глазками яркие игрушки.

Затем при помощи  офтальмоскопа  осматривает  роговицу, отмечает, нет  ли  изменения  её  формы  и  размера; осматривает  переднюю  камеру  глаза (это  расстояние  между  роговицей  спереди  и  радужкой  сзади).

Потом  врач  обращает  внимание  на  хрусталик:  нет  ли   центральной  катаракты,  которая  также  может ухудшать  зрение  вдаль;  и  на  стекловидное тело: нет ли там плавающих помутнений. В  самом  конце  офтальмоскопии  врач  осматривает  глазное  дно.

При  близорукости, из-за растяжения  заднего  отрезка  глаза,  почти  постоянно  наблюдаются  изменения  вокруг  диска  зрительного  нерва – появление  миопического  конуса  или  стафиломы. Миопический  конус  располагается  в  виде  полумесяца  вокруг  диска  зрительного нерва.

При  прогрессировании  миопии  миопический  конус  увеличивается  и  превращается  в стафилому, которая  охватывает  диск  зрительного  нерва в виде кольца. Таким  образом, стафилома, по  сути, является  следствием  увеличения  миопического  конуса.

При  высокой  степени  близорукости (более  6,0Д) на  глазном  дне  могут  наблюдаться  усиление  пигментации, атрофические  изменения,  разрывы,  кровоизлияния, которые  появляются  вследствие растяжения и ломкости сосудов;

Близорукость (миопия) у детей

а  также  отслойка  стекловидного тела и сетчатки.   Часто  атрофический  процесс  захватывает  центральную  зону  сетчатки,  что  значительно  ухудшает  зрение. Характерным  для  близорукости является  появление  пятна  Фукса – пигментации на месте кровоизлияния или дистрофического очага в макулярной зоне сетчатки.

При врождённой близорукости на глазном дне возникают изменения, характерные для высоких степеней. Такая близорукость быстро прогрессирует и часто приводит к инвалидности, поэтому очень важно поставить диагноз как можно раньше для проведения своевременного лечения.

Следующим этапом обследования является скиаскопия (или теневая проба). Скиаскопию проводят следующим образом: врач  сидит  напротив  ребёнка  на расстоянии 1 метр  и  освещает  зрачок  зеркалом офтальмоскопа, при  этом зрачок  освещается  красным светом.

При  покачивании  офтальмоскопа на фоне красного свечения зрачка появляется тень. Наблюдая за характером движения тени,  врач устанавливает вид рефракции (миопия, эмметропия или гиперметропия). Чтобы установить степень рефракции, врач подставляет к глазу скиаскопическую линейку, состоящую из отрицательных линз (при миопии), начиная с самой слабой, и отмечает линзу, при которой  тень перестаёт двигаться.

Затем, сделав определённые расчёты,  врач устанавливает  степень миопии и выставляет  точный диагноз. Но в возрасте до года за 15 мин. до этого исследования необходимо закапать тропикамид 0,5% для определения более точного диагноза.

Диагностика

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

Предлагаем ознакомиться:  Медкомиссия при устройстве на работу вахтовым методом

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от 2,5 до 3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу.

  • Опрос ребенка и родителей: позволяет выяснить наличие жалоб и сроки их появления, течение беременности и родов, перенесенные ранее и сопутствующие заболевания, семейный или наследственный фактор, изменение остроты зрения в динамике и др.
  • Осмотр ребенка включает:
  1. наружный осмотр глаз: дает возможность определить положение и форму глазных яблок;
  2. осмотр с помощью офтальмоскопа: определение формы и размера роговицы, оценка передней камеры глаза, хрусталика и стекловидного тела, осмотр глазного дна; при миопии вокруг диска зрительного нерва обнаруживается миопический конус, могут отмечаться атрофические изменения на глазном дне, пигментация и кровоизлияния, и даже отслойка сетчатки при высокой миопии;
  3. скиаскопию (с помощью офтальмоскопа и скиаскопической линейки) для определения вида рефракции и степени миопии;
  4. УЗИ помогает определить размер передне-задней оси глаза, выявить наличие осложнений;

До 3 лет используются только названные методы, но результаты сравниваются с предыдущими данными (в 3 и в 6 месяцев).

С 3-летнего возраста дополнительно проверяется острота зрения по специальным таблицам.  При сниженной остроте зрения подбираются линзы для коррекции зрения вдаль: это позволяет определить степень близорукости.

Возможно скиаскопию заменить авторефрактометрией: после 5-дневной атропинизации глаз (закапывания в глаза раствора атропина)  осмотр с помощью щелевой лампы. Спустя 2  недели после проведенной атропинизации повторно определяют необходимые корригирующие линзы.

Школьники входят в группу риска по развитию близорукости, поэтому остроту зрения у них следует проверять ежегодно. Сниженная острота зрения у них может быть как проявлением близорукости, так и спазмом аккомодации.

Поэтому повторное определение и остроты зрения, и рефракции проводят после 5-дневной атропинизации. В случае спазма аккомодации обнаруживают нормальную рефракцию и остроту зрения. В этом случае назначается лечение и рекомендуется осмотр невролога.

При миопии повторный осмотр снова выявит нарушение рефракции и остроты зрения, а коррекция достигается только с помощью отрицательных линз. Близорукость у школьников чаще слабая или средняя.  Она обычно не прогрессирует и не приводит к осложнениям.

Но такие дети должны наблюдаться окулистом каждые 6 месяцев, чтобы не пропустить прогрессирования процесса и развития осложнений (атрофических изменений сетчатки и даже ее отслойки).  Поэтому результаты каждого очередного осмотра должны сравниваться с предыдущими данными.

Увеличение близорукости на 0,5-1 диоптрию за год свидетельствует о медленном прогрессировании процесса, а свыше 1 диоптрии – о быстром. Оно может привести к резкому снижению и даже к полной потере зрения, необратимым осложнениям в сетчатке глаза (кровоизлияния, надрывы,  отслойка, деструктивные изменения). Обычно прогрессирование отмечается с 6 до 18 лет.

Перед началом лечения необходимо выяснить, почему один глаз стал больше другого. С этой целью больному делают различные анализы, проводят КТ или МРТ головного мозга. Большинству пациентов требуется осмотр офтальмолога и невропатолога.

Лечение близорукости у детей

При асимметрии, обусловленной офтальмологическими заболеваниями, пациенту требуется помощь врача-офтальмолога. При неврологических расстройствах, инфекционных болезнях, травмах, инсультах или опухолях больного отправляют к невропатологу, инфекционисту, травматологу или онкологу.

Если у новорожденного один глаз выглядит больше другого – младенца показывают педиатру. При необходимости ему назначают консультацию детского невропатолога, инфекциониста или другого узкого специалиста.

Правильный подбор очков и постоянное их использование помогает замедлить прогрессирование болезни.

Вылечить миопию в детском возрасте невозможно.  Избавиться от нее можно после 18 -20 лет.  Лечение зависит от степени миопии, вида (прогрессирующая или не прогрессирующая), имеющихся осложнений.

Цели  лечения близорукости в детском возрасте:

  • замедление или остановка прогрессирования;
  • профилактика осложнений;
  • коррекция зрения.

При прогрессирующей миопии чем раньше начнется  лечение, тем больше возможность сохранить ребенку зрение.   Допустимо усиление близорукости менее чем на 0,5 диоптрии в год.

В лечении миопии используются такие методы:

  • глазная гимнастика;
  • коррекция зрения;
  • ортокератологический метод;
  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • общее укрепление организма и исправление нарушений осанки;
  • оперативное лечение.

На начальной стадии развития миопии хороший эффект дают ежедневные занятия специальной глазной гимнастикой, которая снимет напряжение и усталость глаз.  Существует множество методик для укрепления внутриглазной мышцы.

Некоторые врачи проводят тренировку ресничной мышцы в глазном кабинете: в специальные очки поочередно вставляются отрицательные и положительные линзы.

При слабой близорукости иногда врач подбирает «расслабляющие» очки со  слабоположительными  линзами.  Для расслабления аккомодации в домашних условиях применяют также компьютерные программы.

Используются и специальные лазер-вижн очки (Laser Vision). Эти перфорированные очки называют «очки-тренажеры»: они дают нужную нагрузку ослабленным мышцам глаз и расслабление чрезмерно напряженным. Пользоваться ими надо по 30 минут в день.

С целью коррекции зрения окулист подбирает ребенку очки – традиционный и распространенный способ коррекции.  И хотя они и не оказывают лечебного действия, следует убедить ребенка носить очки (или контактные линзы для детей старшего возраста).

Очки не только создают комфорт для ребенка, а и уменьшают напряжение глаз, что снижает прогрессирование заболевания. В случае врожденной миопии очки должны назначаться в самые ранние сроки.  При слабой и средней степени близорукости выписывают очки только для дали.

Постоянное ношение очков необходимо при высокой близорукости и при прогрессирующей. Носить очки необходимо также при расходящемся косоглазии.

Ношение контактных линз рекомендуется для детей старшего возраста в случае значительной (выше 2 диоптрий) разницы рефракции на обоих глазах, то есть в случае анизометропии. Подбор линз должен осуществляться специалистом, так как некачественная оптика и коррекция могут усугубить миопию.

При близорукости менять очки надо своевременно, потому что чрезмерное напряжение аккомодации будет способствовать прогрессированию миопии. Недостатками коррекции зрения с помощью очков являются: неудобство при занятиях спортом, ограничение периферического зрения, нарушенное пространственное восприятие, травмоопасность.

Коррекция с помощью линз более удобна, но пользоваться линзами противопоказано при возникновении инфекционных заболеваний. Недостатком является также возможность травмирования глаз при неправильном пользовании или инфицирование при надевании нестерильных линз.

В настоящее время применяется коррекция линзами в ночном режиме –  ортокератологический метод, или рефракционная терапия роговицы – применение в течение 6-8 часов специальных линз, которые вызывают изменение формы  роговицы (уплощают  ее) на срок до 2 суток.

Результат ночной коррекции близок к лазерной (изменяет преломляющую силу роговицы) и отличается только кратковременностью эффекта, что связано с постоянным обновлением клеток роговицы.

Безопасный метод ночной коррекции может применяться у детей с 6 лет.  Эти специальные линзы не только полностью снимают у детей спазм аккомодации, но и сдерживают развитие миопии, прогрессирование ее.

Для уменьшения напряжения внутриглазных мышц иногда назначаются глазные капли (чаще Атропин) 7-10-дневным курсом.  Но  самостоятельно применять медикаментозное лечение не следует. Помимо этого, при слабой миопии могут применяться витаминные комплексы, содержащие лютеин.

Обычной пищи, даже при условии соблюдения принципов правильного и разнообразного питания, для здоровья глаз недостаточно. Как недостаточно и обычных поливитаминных комплексов — в них есть витамины А, В2, С, но отсутствуют другие жизненно необходимые структурам глаза элементы, в частности, ликопин, лютеин, зеаксантин.

лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранный с учетом потребностей органов зрения набор биологически-активных компонентов обеспечивает детским глазам антиоксидантную защиту и снижает риск развития глазных заболеваний у детей, что особенно важно в возрасте от 7-ми лет и старше, когда начинаются первые серьезные зрительные нагрузки в начальной школе. Комплекс выпускается в виде приятных на вкус жевательных таблеток.

Для профилактики осложнений и прогрессирования процесса назначаются никотиновая кислота, Трентал, препараты кальция. При начальных проявлениях дистрофии применяются Эмоксипин, Дицинон, Аскорутин. В некоторых случаях целесообразно применение рассасывающих препаратов (Лидазы, Фибринолизина, Коллализина).

Из физиотерапевтических методов хороший эффект дает применение Дибазола в виде электрофореза. Таким же путем может вводиться и так называемая «миопическая смесь»: Димедрол, Новокаин и кальция хлорид. В некоторых случаях эффективна рефлексотерапия.

Применяются для улучшения зрения также физиотерапевтические аппараты для лечения в домашних условиях.  Принцип действия их разный: «массаж зрачка» (сужение и расширение его), улучшение кровоснабжения тканей глаза, электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия и др. Возможно поочередное лечение  с помощью различных аппаратов.

Один из эффективных приборов, разрешенных к использованию для детей старше 3 лет, называется «Очки Сидоренко». Прибор объединяет такие методы воздействия на глаз: пневмомассаж, фонофорез, цветотерапию и инфразвук.

В качестве общеукрепляющего лечениярекомендуется соблюдение режима дня, дозирование зрительных нагрузок (в том числе регламентированное время просмотра телепрограмм и занятий на компьютере), витаминизированное сбалансированное питание ребенка, ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятие плаваньем.

При высокой степени близорукости, а тем более при появлении осложнений, противопоказаны активные виды спорта (бег, прыжки и т.д.).   Детям с такой патологией должен подбираться специальный комплекс упражнений.

При быстром прогрессировании миопии рекомендуются склероукрепляющие инъекции и оперативное лечение (склеропластика).

Показаниями для него являются:

  • миопия 4 диоптрии и более;
  • быстрое прогрессирование процесса (больше 1 диоптрии в год);
  • быстрый рост передне-задней оси глазного яблока;
  • отсутствие осложнений со стороны глазного дна.

В ходе операции укрепляется задний полюс глаза, не позволяющий глазу расти и дальше. Для улучшения кровоснабжения склеры возможны 2 варианта вмешательства: подшивание трансплантата из донорской склеры (силикона или коллагена) или введение за задний полюс глазного яблока жидкой взвеси из измельченной ткани.  Операция не приводит к излечению, она только уменьшает прогрессирование болезни.

Лазерная коррекция зрения – самый безопасный вид операции при миопии, которая длится около 60 секунд под местным обезболиванием, и обеспечивающая пожизненный эффект, избавление от необходимости использования очков или линз. Но, к сожалению, детям такие операции противопоказаны  (до 18 лет).

Наилучший результат при миопии дает применение всех методик консервативного лечения в комплексе, а при быстром прогрессировании – в сочетании с оперативным вмешательством.

В лечении миопии все методики применяются в комплексе, что даёт наилучший результат. Так физиотерапевтическое лечение, оптические упражнения сочетают с медикаментозным лечением, а при высокой степени или при прогрессировании близорукости и с хирургическим.

В первую очередь врач подбирает очки. Назначение очков – это не лечение, это лишь коррекция зрения для большего комфорта пациента. Но при миопической болезни очки несколько снижают прогрессирование, за счёт уменьшения напряжения глаз.

Поэтому при выявлении врождённой близорукости очки должны быть назначены как можно раньше. При миопии слабой и средней степени  очки назначаются для дали, носить постоянно их нет необходимости. Если ребёнок чувствует себя комфортно без очков (это в основном касается слабой степени), то заставлять его их носить не нужно.

Предлагаем ознакомиться:  Какова причина развития близорукости у человека

При высокой степени миопии, а также при прогрессирующей, очки назначаются для постоянного ношения. Это особенно важно, когда у ребёнка появляется расходящееся косоглазие, чтобы предотвратить развитие амблиопии.

Причины миопии

Глазами младенца...

Причины глазной асимметрии у детей практически не отличаются от причин, вызывающих патологию у взрослого. К наиболее распространенным из них можно отнести:

  • фото 4болезни почек — в этом случае нарушается отток жидкостей из тканей, образуются отеки, которые нередко ведут к подобным проблемам;
  • травмы, например, в результате занятий спортом;
  • инфекции глаз;
  • нарушения работы головного мозга.

В обязательном порядке следует обратиться к педиатру в следующих случаях:

  • если дефект возник неожиданно на фоне полного здоровья ребенка;
  • если помимо различия между глазами у ребенка возникают дополнительные симптомы в виде болезненности, зуда или жжения;
  • если разница между глазами достаточно велика, или если глаз практически не открывается.

Близорукость может быть врожденной или приобретенной.

Непосредственной причиной развития миопии является нарушение пропорции между силой преломления (рефракцией) и длиной передне-задней оси глаза.

Вследствие нарушения соотношения размеров глаза и рефракции изображение предметов  попадает не на сетчатку (как должно), а перед ней. Поэтому это изображение будет расплывчатым.  И только отрицательные линзы или приближение предмета к глазу может дать изображение на сетчатке, то есть четкое.

Факторами риска для развития миопии являются:

  • наследственность;
  • недоношенность плода;
  • врожденная аномалия глазного яблока, хрусталика или роговицы;
  • врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление);
  • повышенные зрительные нагрузки;
  • нарушения гигиены зрения;
  • инфекционные заболевания (в том числе частые ОРВИ, грипп, пневмония);
  • нерациональное питание ребенка;
  • снижение иммунитета;
  • некоторые общие заболевания (сахарный диабет, болезнь Дауна и др.).

Наследственный фактор имеет большое значение для развития близорукости, но наследуется не сама болезнь, а предрасположенность  к ней.  Причем она значительно повышается, если миопия имеется у обоих родителей.

Врожденная близорукость может и не прогрессировать, если нет наследственной предрасположенности (слабости или высокой растяжимости склеры).  Но, как правило, они сочетаются и приводят к выраженной потере зрения и постоянному прогрессированию.

Видно, что наибольший  рост глазного яблока происходит до 3 лет, а полное формирование его достигается в 9-10 лет.  За этот период и расходуется «запас» дальнозоркости, и в конечном итоге образуется нормальная рефракция.

Но, если при рождении имеется дальнозоркость в 2,5 диоптрии (и меньше) или вообще нормальная рефракция, то вероятность развития миопии у ребенка очень высока: такого «запаса» недостаточно для роста с возрастом глазного яблока.

У недоношенных деток близорукость развивается в 30-50% случаев.

Но все же чаще у детей развивается приобретенная близорукость, прогрессирующая в годы учебы в школе.

Этому способствуют:

  • значительная нагрузка на глаза;
  • нарушения осанки;
  • неправильная организация рабочего места для ребенка;
  • нерациональное питание (недостаток витаминов, магния, цинка и кальция);
  • чрезмерное увлечение компьютером и телепередачами.

Ошибочно также считать, что близорукость развивается вследствие прочтения большого количества книг.  Миопия может быть связана с чтением только в случае неправильного положения тела при чтении или недостаточном освещении.

Визуальное уменьшение размера глаза может быть следствием атрофии глазного яблока. Это состояние развивается после проникающих ранений, тотальной отслойки сетчатки или перенесенных воспалительных заболеваний.

К атрофии также может приводить глазная гипотензия (снижение внутриглазного давление), возникающая после травм или на фоне неадекватного применения антиглаукоматозных препаратов. Кстати, некоторые средства от глаукомы способны вызывать атрофию окологлазничной клетчатки. Из-за этого глаза становятся как бы запавшими, что пугает человека.

Травмы

Почему один глаз стал меньше другого после травмы? Причин может быть несколько. Наиболее частые из них – отек и посттравматическая деформация век. В этом случае можно заметить, что один глаз прикрыт или открыт больше другого.

Однако проникающие ранения могут приводить к значительному уменьшению размера глазного яблока. Вследствие этого поврежденный глаз западает вовнутрь глазницы и становится мягким на ощупь. Такие травмы очень опасны, поскольку часто сопровождаются гипотензией и эндофтальмитами. Они нередко приводят к атрофии глазного яблока и потере зрения.

Воспалительные болезни век (ячмени, халязионы, блефариты) зачастую сопровождаются выраженным отеком в окологлазничной области. Из-за этого человеку может казаться, что у него разные глаза. Справиться с проблемой можно с помощью адекватного лечения (антибиотикотерапии или хирургического вмешательства).

Тяжелый эндофтальмит (инфекционное поражение внутренних структур глаза) может приводить к атрофии глазного яблока с последующим уменьшением его размера.

Бульбарный синдром

Разного размера глаза могут быть следствием бульбарного паралича. Помимо несмыкания век, у больных возникают нарушения речи и глотания. Такие люди поперхиваются жидкой пищей и не могут полноценно питаться.

Болезни, при которых наблюдается бульбарный синдром:

  • инсульты продолговатого мозга;
  • болезнь Лайма;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сирингобульбия;
  • новообразования, затрагивающие ствол головного мозга.

Асимметрия может быть обусловлена многочисленными неврологическими расстройствами. Нарушение иннервации окологлазных мышц приводит к их неправильной работе. Это может быть причиной, по которой один глаз внешне выглядит больше или меньше другого. Чаще всего к асимметрии приводят невриты и невропатии лицевого нерва.

Различают несколько видов близорукости.
Первый связан с различными наследственными или врожденными нарушениями. При таком состоянии близорукость является по своей сущности
заболеванием и может привести к серьезным последствиям.

Врожденная близорукость вывляется обычно на первом году жизни и требует длительного диспансерного наблюдения у
офтальмолога.

Наследственная близорукость может проявляться в более старшем возрасте, имеет прогрессирующий характер и так же
требует диспансерного наблюдения офтальмолога. Но есть еще один вид близорукости, который в меньшей степени связан с патологическим
состоянием глаза и не является по своей сущности заболеванием.

С чем это связано? На сегодняшний день почти каждый третий житель нашей планеты имеет близорукость. Почти 30% учащихся в развитых странах (в том числе и в
России) плохо видят вдаль и хорошо вблизи, т.е.

обладают близорукостью. И связано это с нашим современным образом жизни. Возрастающие с
каждым годом ненормированные зрителные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, а так же чрезмерное увлечение просмотром телевизора и
компьютерные игры – все это рано или поздно приводит к перегрузке специальных мышц внутри глаза и к их спазму.

При этом появляются первые признаки близорукости:
– постепенно зрение вдаль начинает ухудшаться;
– при рассматривании отдаленных предметов ребенок часто “щурится”;
– могут появится жалобы на дискомфорт, быстрое утомление, рези в глазах, зуд и даже головную боль.

Все это признаки развивающейся “ложной” близорукости” или так называемого спазма аккомодации.
Такое состояние обратимое, так как не связано пока с размером глазного яблока, и если вовремя принять меры, то можно избежать
появление уже истинной близорукости, при которой, как уже упоминалось, размер глаза превышает норму.

Близорукость может быть наследственной, врождённой и приобретённой. Многочисленные исследования показали, что наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, причём наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его возникновению.

Установлено, что, если один из родителей страдает миопией, то риск её возникновения у ребёнка повышается; но он повышается ещё больше, если  миопией страдают оба родителя. Таким образом, необходимо предпринять все меры для предотвращения развития болезни у таких  детей.

Врождённая близорукость появляется при диспропорции между длиной глаза (переднезадней осью) и силой преломления (рефракцией), но она не прогрессирует лишь в том случае, если у ребёнка нет наследственной слабости и повышенной растяжимости склеры.

Но, в большинстве случаев такая близорукость сочетается со  слабостью склеры и её повышенной растяжимостью и она неуклонно прогрессирует, что  может привести к тяжёлым необратимым изменениям в глазу  и  значительной потере зрения, что может стать причиной инвалидности по зрениию.

Причиной развития врождённой близорукости может стать  врождённая патология роговицы или хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, а также врождённая глаукома. Но одного повышенного внутриглазного давления недостаточно для развития близорукости. Для её возникновения повышенное давление должно сочетаться со слабостью склеры.

Но чаще близорукость развивается и прогрессирует  в школьном возрасте, что  связано с увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком  кальция, магния, цинка и др.

),  неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с  ускоренным  ростом ребёнка. Немаловажную роль  играют  сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет) и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости.

Прогноз

Слабая и средняя  близорукость, возникшая в школьном возрасте, как правило, не прогрессирует и не приводит к возникновению осложнений. Она хорошо исправляется очками. Прогноз в отношении её вполне благоприятный.

При высоких степенях близорукости острота зрения даже после коррекции линзами остаётся сниженной. При врождённой и прогрессирующей  миопии, и при возникновении патологических изменений на глазном дне и в стекловидном теле прогноз в отношении зрения ухудшается.

Он особенно неблагоприятен в случае появления изменений в центральной зоне сетчатки – в макулярной зоне, когда значительно ухудшается зрение.  При отсутствии коррекции миопии возможно появление расходящегося косоглазия.

Если миопия стабилизировалась, то через 2 года можно провести рефракционную операцию и избавиться от очков. Но это касается лишь пациентов старше 18 лет. Рефракционная хирургия сейчас очень распространена.

У врачей уже достаточно опыта в этой сфере, плюс ко всему совершенствуется и медицинская аппаратура, поэтому эти операции сейчас пользуются успехом среди страдающих миопией, тем более что они безболезненны и безопасны.

Врач офтальмолог Одноочко Е.А

Слабая и средняя миопия у школьников имеют благоприятное течение: не прогрессирует и не дает осложнений, хорошо корригируется очками.

Высокая степень близорукости приводит к снижению остроты зрения даже с коррекцией линзами.

При прогрессирующей и врожденной миопии, при возникновении осложнений, особенно со стороны сетчатки, прогноз неблагоприятный, отмечается значительное снижение остроты зрения.

Профилактика

С самого раннего возраста надо приучать ребенка соблюдать при чтении несколько простых правил:

  • расстояние от книги до глаз – не меньше 30 см;
  • следить за правильной осанкой за столом;
  • не читать лежа;
  • читать только при достаточном освещении.

Следует позаботиться о соответствии стола (парты) росту ребенка. Надо обратить внимание и на стул: согнутые в коленях ноги под углом 90 градусов должны достать до пола. Свет при чтении, рисовании  и письме должен падать всегда слева для правши и справа для левши. Даже в игровой детской комнате должно обеспечиваться хорошее освещение.

Перед началом школьных занятий следует получить консультацию окулиста и уточнить, за какой партой нужно сидеть ребенку, нужна ли ему коррекция зрения.

Предлагаем ознакомиться:  Виды ожогов глаз и лечение

Сбалансированное питание и периодическое употребление витаминных комплексов для глаз помогут не только в лечении, но и в профилактике близорукости у детей.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

НаблюдениеОдним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире.

“Оттачивается” содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется “библиотека” зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света.

атрофия глазного яблока

Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы.

Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами.

Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого “лица”, а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его.

На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека.

Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 – т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко:

у офтальмолога

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны – опускание и подымание глаз начинается позже.

Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета.

Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе “восьмерку”. Острота зрения продолжает повышаться.

shutterstock_334704908-min-1.jpg

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка.

Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание.

Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот.

Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

shutterstock_1247094535-min-2.jpg

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается.

До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их.

Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период – умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

shutterstock_198386276-min-1.jpg

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста (“пока”, “нельзя” и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

НаблюдениеПримерно на восьмом месяце выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить “своих” от “чужих”.

Симптомы

У ребенка с миопией снижается острота зрения, ему трудно рассмотреть предметы, находящиеся вдали.

Первым признаком миопии у ребенка является снижение остроты зрения вдаль, что заставляет дитя щуриться.  Иногда такое ухудшение зрения бывает временным, преходящим, обратимым.

Симптомом миопии является также быстро наступающая утомляемость глаз при чтении, при рассматривании каких-либо предметов вблизи. Дети могут стараться приблизить глаза к тексту во время чтения или письма.

Выявленную на этом этапе близорукость можно приостановить, поэтому так важно показывать ребенка окулисту регулярно, независимо от наличия жалоб у него.

фото 1

Расходящееся косоглазие у 6-месячного малыша (или старше) тоже может быть проявлением близорукости.  В  этом случае также необходима консультация окулиста.

В школьном возрасте дети могут не видеть текста, написанного на доске, а с первой парты им лучше видно.  Зрение вблизи остается нормальным. Ребята отмечают также быструю усталость глаз.

Такое состояние может вызвать не только близорукость, а и спазм аккомодации (то есть при спазме внутриглазных мышц, регулирующих преломляющую силу глаза). Спазм  может быть проявлением вегето-сосудистой дистонии у ребенка, повышенной нервной возбудимости или появляться при нарушении правил во время чтения (недостаточное освещение, неправильная поза и др.).

Появление «плавающих мушек» перед глазами может свидетельствовать об осложнении миопии – деструктивных изменениях в стекловидном теле.

Различают такие виды близорукости:

  • физиологическая: появляется в период роста глаза;
  • патологическая: является собственно миопической болезнью; отличается от физиологической миопии прогрессирующим течением;
  • лентикулярная: связана с большой силой преломления хрусталика при его поражении вследствие сахарного диабета, врожденной катаракты или воздействия некоторых лекарственных средств.

По течению миопия бывает не прогрессирующей и прогрессирующей.

По степени выраженности близорукость бывает:

  • слабая (до 3 диоптрий);
  • средняя (3-6 диоптрий);
  • сильная (выше 6 диоптрий).
Загрузка ...
Adblock detector